10.02.2016 10:58
Новости.
Просмотров всего: 2394; сегодня: 1.

Подбор персонала. Компетенции

Понятие компетенции имеет непростую семантику. В зависимости от поля применения этого термина прибегают к той или иной грани его значения. Когда речь идет об оценке персонала, и HR выступает как научная, критическая дисциплина, компетенция – это зафиксированное в источнике (документе) умение и его стандартизированные границы. Если же речь идет о повседневности, неформальных сферах, то под компетенцией понимают сам навык, некое умение, способность, производную образования опыта, наработки. Термин впервые использован Р.В. Вайтом в 1959 году, считавшем, что competence – это концепция мотивации деятельности.

Компетенция под разными углами рассматривается наукой, поэтому кто-то считает ее набором теоретических и практических знаний, кто-то – когнитивных способностей. Можно встретить мнение, что она – это сумма поведенческих и ценностных ориентаций, призванных совершенствовать деятельность. В наиболее простом выражении – это способность личность выполнять работу верно.

Компетенции, разумеется, многообразны. Они поддаются классифицированию, например, по типам, в зависимости от привлекаемых ресурсов, объекта и предмета:

1. организационные: миссия, ценности, культура, профессиональное поле, в котором разворачивается деятельность организации;

2. глубинные (принципиальные) компетенции: характерные особенности, четко разделяющие компанию и ее конкурентов;

3. поведенческие компетенции поддаются измерению и определению с большим трудом, нежели иные. Поэтому они требуют формирования поведенческих контекстов, чтобы точнее определять уровень и то, насколько их конкретный набор пригоден для профессиональной среды

4. функциональные: исключительно специфичны в привязке к конкретной работе. Они должны предпосылать высокое качество исполнения уникальной задачи. Например, функциональной является компетенция «содержания база данных»;

5. управленческие – свойства, атрибуты и умения, отражающие управленческий потенциал личности. Лидерские качества обладают характерной степенью родства с ними, но их нельзя путать, так как последние больше поддаются профессиональной корректировке, тренировке. Эта категория содержит поведенческие шаблоны, необходимые для оптимального управления.

Абстрагируясь от классификации, перечислим некоторые конкретные виды компетенций. Инициативность и творческий подход, то есть владение навыками формирования плана и осуществления деятельности в отсутствие детально расписанной инструкции. Здесь же и готовность отвечать на вызовы в будущем, подготовка к ним заранее, прием на себя дополнительной ответственности, разработка новых решений для старых проблем, оценка пользы техники и технологии для новых решений. Здравомыслящее судейство (judgment) – генерация здравых решений, основанных на интеллекте больше, чем на эмоциях, высокопрофессиональный анализ проблем, постоянное использование логики в процессе поиска. Кооперация с коллегами – свойство личности гармонизировать коллективные связи для гарантированно высокого результата. Ориентация на качество – это исполнение обязанностей внимательно, скрупулезно, аккуратно. Выполнение поручения с первого раза, либо скорейшая корректировка недостатков в случае их появления. Самоконтроль: коррелирует с тайм-менеджментом. Под ним понимается управление временем так, чтобы совместить исполнение задачи строго с отведенными рамками, а также верность взятым обещаниям и обязательствам. Соблюдение правил безопасности, что особенно важно при работе с реактивами, химикатами, оружием. Касается, преимущественно, научной сферы, производства, допустим, нефтепереработки или химической индустрии, или военной службы. Подразумевает безукоризненно следование инструкциям, вроде двойной проверки плотности закрытия емкостей, герметичности, выключения электроприборов или специального оборудования. Знание материальной и теоретической частей формируется на основании отраслевого образования и системы повышения квалификации. В случае с секретарем – это знание типов бланков, сроков документооборота, стандартов делового этикета, от инженера-нефтяника же потребуют знание химии нефти, номенклатуры ее компонентов, оборудования добычи, временных стандартов и принципов извлечения.

Компетенции, необходимые для занимающего конкретный пост, определяются посредством анализа выполнения задач или, например, метода критических случаев. Метод критических случаев работает за счет сбора сотен шаблонов верных и неверных профессиональных шагов, записанных из трудовой практики. Составлению моделей компетенций сопутствуют большие финансовые и временные траты. Именно поэтому компании часто прибегают к аутсорсингу, покупая доступ к библиотекам шаблонов или же нанимая HR-консультантов.

Таким образом, компетенция – сложное и многозначное понятие, занимающее одно из центральных мест в теории HR. Полноценная кадровая политика компании всегда должна иметь базис из ключевых поведенческих моделей и навыков, которыми должны располагать ее сотрудники. Благодаря четко выверенной сетке компетенций, упрощается управление, и система приобретает большую управляемость и предсказуемость. Кроме того, работа с моделями компетенций и их корректировка – одно из направлений консультационных услуг.


Ньюсмейкер: Кадровый центр Триумф — 15 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30.12.2024 09:03 Аналитика
К годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на карте мира появилось крупнейшее по площади государство — Союз Советских Социалистических Республик. Декларация об образовании Союза ССР была утверждена I Съездом Советов СССР. Документ закрепил объединение РСФСР с Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...