20.06.2025 12:31
Аналитика.
Просмотров всего: 4400; сегодня: 15.

Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда

Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда

Рекрутинговая компания Marksman провела исследование «Карьерные стратегии поколений». Эксперты выяснили, как как россияне разных возрастов строят профессиональные траектории. Анализ данных по городам-миллионникам и региональным центрам показал: поколение 40+ чаще выбирает смешанные форматы работы, миллениалы ставят на скорость карьерного роста, а молодые специалисты из регионов готовы к переездам, чтобы «прокачать» опыт. При этом столичные соискатели реже рискуют стабильностью, а региональные таланты превращают мобильность в главный козырь.

 Работа в найме vs другие формы занятости

Эксперты Marksman провели исследование предпочтений соискателей на основе анализа 6 700 резюме, опубликованных на платформе HH.ru в мае 2025 года. Данные показали, что несмотря на растущую популярность альтернативных форм занятости, традиционный найм остается наиболее востребованным форматом работы для большинства соискателей. Так, 78% миллениалов и 76% зумеров, вышедших на рынок труда, указали в своих резюме только опыт работы по найму.

Поколение Х (41-56 лет) демонстрирует наибольшую гибкость в выборе карьерных путей. Лишь 64% представителей этого поколения предпочитают исключительно найм, в то время как остальные используют накопленную экспертизу для независимой деятельности: каждый 5-й совмещает найм с проектной работой, еще 17% активно используют фриланс. Это объясняется их профессиональной зрелостью: сформированная репутация и сеть контактов позволяют выбирать комфортные траектории — сокращать нагрузку, фокусироваться на экспертной роли или монетизировать навыки вне корпоративных рамок.

Миллениалы, будучи самой востребованной аудиторией на рынке труда (25-40 лет), редко совмещают найм с другими формами занятости. Их высокая конкурентоспособность, опыт и пик профессиональной активности позволяют выбирать стабильные позиции с гарантированным доходом и социальными бонусами. Это поколение, находящееся в фазе активного роста, часто выбирает надежность — лишь 10% указали опыт фриланса, что связано с нежеланием рисковать устойчивым положением ради неустойчивых проектов.

Зумеры  (18-24 года) чаще представителей других поколений совмещают найм и другие формы занятости: 21% совмещают найм с проектной занятостью. Низкий процент опыта во фрилансе (4%) среди молодых специалистов связан с дефицитом опыта, слабой сетью профессиональных связей и необходимостью «нарабатывать портфолио» в структурированной среде.

Интересна географическая особенность: 31% зумеров из регионов России помимо работы в найме имеют опыт проектной работы или фриланса и только 12% их сверстников из Москвы и Санкт-Петербурга вовлечены в аналогичные форматы. Такой разрыв объясняется популярностью удалённой работы на столичные компании, а также ограниченным доступом к вакансиям в крупных компаниях в регионах.

Наиболее популярными стартовыми вариантами карьеры в регионах являются репетиторство (языки, школьные предметы), микропредпринимательство (рукоделие, локальные услуги), а также удаленная работа на столичные компании (копирайтинг, дизайн, поддержка). Ключевой мотивацией к самостоятельной деятельности выступают желание компенсировать низкие стартовые зарплаты в региональных компаниях, а также желание развивать цифровые навыки для повышения конкурентоспособности.

По мнению экспертов Marksman, такой дисбаланс способствует росту числа гибридных специалистов в регионах, а также риску «утечки талантов» в столицы при отсутствии локальных возможностей для роста.                                                                          

Анализ резюме также выявил различия в подходах к их составлению: столичные соискатели демонстрируют более высокую культуру оформления, структурируют опыт, указывают релевантные навыки, региональные кандидаты чаще добавляют разносторонний, но нецелевой опыт.

Профессиональная гибкость и карьерная стабильность

Исследование показало, что чаще всего работают не по специальности представители поколения Х — 39% работников успешно строят карьеру вне зависимости от полученного образования, миллениалы — 32%, зумеры — 21%. При этом поколение Х дольше задерживается в компаниях (6,5 лет), миллениалы — 2,5 года, зумеры — чуть более 1 года.

Высокая адаптивность поколения Х объясняется накопленной экспертизой и умением перепрофилировать навыки. Долгий срок работы в компаниях связан с приоритетом финансовой безопасности и опытом кризисов, который усилил осторожность к резким изменениям.

Миллениалы реже (32%) представителей старшего поколения выбирают работу не по специальности – однако каждый 3-й миллениал меняет сферу, следуя трендам на самореализацию и work-life balance. Более частая смена работодателей (2,5 года) этого поколения отражает рыночные условия: развитие удаленного формата занятости, конкуренцию за таланты, а также запрос на быстрый карьерный рост.

Зумеры чаще других поколений демонстрируют лояльность профессии, но не компаниям. Низкий процент смены специальности (21%) связан с ранней профилизацией (курсы, стажировки) и широкими цифровыми возможностями для старта карьеры, а краткий срок в компаниях (1 год) обусловлен желанием пробовать разные роли.

Трудовая мобильность и межпоколенческие различия: регионы vs столицы

В процессе сравнения карьерных траекторий и переходов между представителями разных поколений выявили интересный тренд — в регионах наблюдается высокая динамика карьерного развития. Сотрудники чаще меняют компании, стремясь выстроить вертикальный карьерный рост и повышая уровень компании от небольших к известным. Причины вертикального роста через смену компаний в регионах связаны с ограниченными возможностями роста внутри компаний. В Москве и Санкт-Петербурге работники реже меняют работодателей, используя внутрикорпоративные лифты.

Также есть различия между поколениями. Поколение Х (26%) строже оценивает уровень компании при переходе, что связано с опытом кризисов и приоритетом стабильности. Миллениалы (25%) балансируют между стабильностью и поиском work-life balance, чаще меняя работодателей каждые 2–3 года. Данные по карьерной мобильности поколения Z не были учтены из-за относительно небольшого опыта работы представителе этого поколения.

Трудовая мобильность в России смещается в сторону регионов, где гибкость и вертикальный рост ценятся выше стабильности. Ключевыми причинами высокой мобильности и готовности к переезду миллениалов (35%) являются высокая цифровая адаптивность, предпочтение удалённого формата занятости, а также меньшая привязанность к месту жительства из-за отсутствия семьи.

Мобильность поколения Х (28%) часто ограничена из-за привязки к месту жительства, семейными обязательствами, а также опытом кризисов (2008, 2020 гг.) который формирует осторожность к частой смене работы.

Инна Суматохина, управляющий партнер Marksman: «Работодателям важно адаптироваться к разным карьерным подходам соискателей — как поколенческим, так и региональным. Молодёжь стремится совместить стабильность с возможностью построить удобный график, а поколение Х легче переключается между форматами работы. В регионах компаниям стоит активнее развивать профессиональные лифты, чтобы сохранять таланты. Столичным игрокам, в свою очередь, удалённые инструменты открывают доступ к гибридным специалистам.

Если Москва и Питер остаются центрами корпоративного роста, то регионы — источник более мобильных кандидатов. Ключ в том, чтобы сочетать гибкие форматы и персонализированные условия для всех возрастов. Как говорится, идеальная компания сегодня — это синергия команды разных поколений и технологий или, перефразируя классика: эффективная организация сегодня — это продуктивное взаимодействие работодателей с представителями разных поколений плюс ИИ».

В исследовании «Карьерные стратегии поколений на российском рынке труда 2025» были проанализированы 6700 резюме, размещенных в открытом доступе на крупнейших сайтах по поиску работы.

Пол: Мужчины – 48%, Женщины – 52%;

Возраст: 18-24 года - 33%, 31-45 лет – 34%, 45-65 лет – 33%.

Поколения: Поколение X (иксы) Эксперты выяснили, как как россияне разных возрастов строят профессиональные траектории.1965-1983 гг.р., поколение Y (миллениалы) – 1984-1999 гг.р., поколение Z (зумеры) – 2000-2010 гг.р

География: Москва и область – 32%, СПб и область – 31%, больше трети (36%) – жители городов-миллионников и крупных региональных центров: Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Челябинск.

Профессиональный уровень: 26% - эксперты (опытные специалисты), 20% - руководители высшего звена, 21% - линейные руководители, 24% - специалисты, 9% - начальный уровень

Образование: 65% - высшее, 19% - несколько высших, 6% - MBA, 5% - незаконченное высшее, 4% - кандидат наук и 1% - среднее. 

Marksman — российская рекрутинговая компания, лидер в сфере подбора экспертов и руководителей среднего и высшего звена для международных и российских организаций с 2005 года.

Основные специализации подбора: Hi-Tech, Банки и финтех, Строительство и недвижимость, Образование и Edtech, Digital и Ритейл. Среди клиентов компании такие крупные компании как экосистема Сбер, Альфа-Банк, ВТБ, Хоум кредит, М.Видео, X5 Group, Мегафон, МТС, Т1, Северсталь и другие.

Подробнее о компании — на сайте marksmans.ru, а также на официальной странице в Telegram.

Тематические сайты: Бизнес России, Бизнес-проекты: идеи, стартапы, слияния, поглощения, Управление персоналом, Экономика
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS)

Ньюсмейкер: Marksman — рекрутинговая компания в Москве
Сайт: www.marksmans.ru
Поделиться:

Интересно:

Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
16.11.2025 11:27 Аналитика
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
К тому времени, когда на территории восточных славян начало формироваться государство, названное историками Древняя или Киевская Русь, Византийская империя существовала и активно развивалась уже более шести столетий. Русь выбрала свой цивилизационный путь развития под влиянием Византии: первые русские князья восприняли византийские принципы государственного и экономического управления и сущность византийской духовности – православия. В православии раскрылся духовный или внутренний мир человека – его чувства, мысли, переживания, его вера и стремления. Путь к восприятию византийского наследия на Руси сложился через соприкосновение с важнейшими элементами византийской духовной сферы: религией, культурой и искусством. Почему именно с Византией у Руси сложились тесные культурные и духовные связи? Первых князей Древней Руси привлекали великолепие и роскошь византийских городов с золотыми...
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...